David Gray - Sail Away

Долгий план

Долгий план

Поклонники современного кинематографа уже давно привыкли к тому, что кадры в кино сменяют друг с друга с бешеной скоростью. В любом современном блокбастере количество монтажных склеек исчисляется тысячами. Поэтому любой фильм, снятый без этого мельтешения, сразу же выделяется из общей массы. В сегодняшнем выпуске речь пойдёт именно о таких картинах.

Одним из первых, кто решил прибегнуть к технике долгого дубля, был знаменитый режиссёр Альфред Хичкок, который в 1948 году снял триллер под названием «Верёвка». Двое порочных молодых людей, Брэндон и Филипп, для развлечения убивают своего приятеля-сокурсника и прячут его тело в сундук. После чего устраивают в этом же помещении вечеринку, среди участников которой отец, невеста и преподаватель убитого. Хичкок решил снимать эту картину с помощью долгих планов продолжительностью от 3 до 10 минут. Подобное ограничение связано с тем, что в те времена это было максимальное количество времени, на которое хватало плёнки в камере. Подобной техникой Хичкок добился того, что в картине «Верёвка» содержится рекордно малое количество монтажных склеек — 9 штук. Поскольку эпизоды снимались невероятно длинными кусками, все члены съёмочной группы старались не допустить ошибку, из-за которой пришлось бы переснимать дубль. Съёмка продолжилась, даже когда тяжёлая тележка с камерой наехала на оператора и сломала ему ногу. А в другой раз одна из актрис пыталась поставить стакан и промахнулась мимо стола. Спасти дубль помогла невероятная ловкость и быстрота одного из работников техперсонала, который успел подхватить стакан, пока тот не разбился. Оба этих эпизода вошли в окончательную версию фильма.

Довольно известный венгерский арт-хаусный режиссёр Бела Тарр — ещё один любитель техники долго дубля. Апогея минимализма он достиг в своей последней работе «Туринская лошадь» 2011 года, после которой объявил о завершении карьеры режиссёра. «Туринская лошадь» — это чёрно-белое авторское кино, рассказывающее о суровых буднях двух жителей окраины Турина. Отец и дочь проживают день за днём, каждый из которых заполнен бессмысленной рутиной и никому не нужными делами. По большому счёту, Бела Тарр представил своё видение смысла жизни, а точнее того, как человек жить точно не должен. Картина длится почти 150 минут, при этом в ней использовано всего 30 монтажных склеек. Сам Бела Тарр ответил на вопрос о причинах, по которым он выбирает подобный стиль, следующим образом: «В этом фильме меньше планов, чем обычно, но камера больше двигается. Я никогда не использую приближение, я его ненавижу, камера на самом деле перемещается в пространстве, а не имитирует движение. К монтажу я прибегаю крайне редко. Он ломает все напряжение, разрушает ритм».

Не чурались подобного подхода и русские режиссёры. Фильм Александра Сокурова «Русский ковчег» 2002 года выпуска — это первое в мире игровое кино, съёмка которого произведена в режиме реального времени, одним кадром, без дублей и последующего монтажа. Таким образом, Сокуров, благодаря цифровым технологиям, поставил рекорд, который невозможно побить. В режиме непрерывной съёмки оператор фильма Тильтан Бюттнер прошёл по 35 залам музея Эрмитаж. В результате получился полуторачасовой исторический фильм, в котором поучаствовал 101 актёр и почти 800 человек массовки. Подобный смелый эксперимент не остался не замеченным. Лента Сокурова была номинирована на Золотую Пальмовую Ветвь Каннского кинофестиваля и очень неплохо была принята в Америке, что удивительно для картины авторской направленности.

Порой режиссёры прибегают к методу длинного кадра и в других, более близких массовому зрителю, жанрах. Например, в фильмах ужасов. Жуткий европейский триллер Мигеля Анхеля Виваса «Захват» снят с использованием всего 11 монтажных склеек. В реальном времени зрители переживают самую страшную ночь из жизни главных героев, в чей дом нагрянули жестокие грабители. Несмотря на подобный интересных ход, фильм получил более, чем прохладную оценку критиков и остался почти незамеченных среди широкой аудитории.

Альбом дня:

Joni Mitchell - Court and Spark
Joni Mitchell - Court and Spark
  • Исполнитель: Joni Mitchell

Реклама

По всем вопросам размещения обращайтесь:

Кратко о нас

Вы помните, что такое фильмоскоп и видеопроектор, кассетный магнитофон "Весна" и катушечный Олимп. Поколение, впитавшее в себя ритм Deep Purple и Ласкового Мая. Поколение носившее валенки и варёные джинсы. Симбиоз прошлого и будущего. Вы шагнули прямиком из "брежневских" кухонь в эру интернета и смартфонов. Именно вам посвящена каждая нота радиостанции Интерра FM!

Интерра FM вещает на территории, где проживает полмиллиона человек. Наша цель: делать хорошее радио для хороших людей. Ловите нас в своём городе: Первоуральск, Ревда, Дегтярск (97,6 FM), Качканар (101,8 FM), Полевской (107,9 FM), Лесной, Нижняя Тура (91,6 FM), Красноуфимск (103,7 FM), Асбест (97,5 FM).

Подробнее